О некоторых проблемах "лингвистической философии"
Содержится
ли смысл утверждения об имени в
референте высказывания? Но это и
есть попытка номинализировать. И это допущение, по
сути, выходит за рамки анализа
высказывания, ибо в нем
утверждается нечто о чем-либо.
Собственно высказывание по своей
природе отвлекается от своего
референта (возможно, таким образом
моделируя языкопорождение,
отвлеченность от конкретики
восприятия). То, что и ложь может
утверждаться, то есть стать
собственно ложью, лишь о
каком-либо предмете и стало
основополагающим для логики в ее
аппелятивности к действительности.
То есть, такая от-именность
высказывания очевидна.
Можно
ли предположить, что объект
является субъектом всех своих
предикатов (так, по нашему мнению,
был бы правильнее построен вопрос)?
– Безусловно! И, в данном случае, мы
имеем дело с той сознательной
относительностью, которую
описывает Витгенштейн: "В логике
нет ничего случайного: если предмет
может появиться в некоем со-бытии,
то возможность этого события уже
заложена в нем."
То,
что "каждый предмет существует
как бы в пространстве возможных
со-бытий" предполагает другое – "логическое
пространство", которое, при его
принятии, решает мировоззренческие
проблемы, но что это за
пространство и не является ли
принятие этого концепта лишь
способом уйти от проблемы (замысла),
поставленной в начале
"Логико–философского
трактата": "Провести границу
мышления,…" Эта граница
действительно проводится, но
делается это на основаниях
классической логики – не
различении, в конечном итоге,
мышления и выражения мысли, вернее,
мысли в выражении, и, даже ее утраты
в изучении выражения. Нельзя
сказать, что автор
"Логико–философского
трактата" не различал их, но, в
начале, им оговаривается
"невозможность" различения
мысли в мысли; и здесь происходит,
пожалуй, роковая ошибка –
неразличение мысли как объекта и
мысли как процесса мысления,
имеющего свои принципы и свойства,
способные к описанию без
дальнейшего отображения вовнутрь
(и возникающего отсюда
Геделевского эффекта неполноты),
т.е. говорится о мысли и о
содержании мысли как подобных.
Далее
нам предлагается некоторая
лингвистическая действительность,
за рамки которой не возможно выйти,
что и оговаривалось во введении. Но
тут же оказывается что выражение
мысли слито с самой мыслью и мы не
получаем "картины" на ее
собственных правах: "2.173 Картина
изображает свой предмет
изображения извне (ее форма
изображения – это ее точка зрения),
и потому она изображает его либо
верно, либо неверно." – "3.02 Мысль
содержит возможность той ситуации,
которая мыслится ею. Что мыслимо, то
и возможно. 3.03 Нелогичное
немыслимо, ибо в противном случае
нужно бы было мыслить нелогично."
Содержащееся в обоих утверждениях
– верно, но для обоснования второго
тезиса необходимо обращение скорее
к "возможным мирам",
возникающим из этой идеи, более,
нежели та связь с
действительностью, которая
манифестируется понятием
логической формы. То есть, на самом
деле, мы в работе Витгенштейна
имеем дело с двумя неразличенными
действительностями.
Главенствующее
понятие, на котором Витгенштейн
строит весь философский трактат, –
факт, имеет эту переходную:
действительностно – речевую
сущность, которая призвана
переводить представления одного
плана в понятия другого,
"сопоставляя" их .
Вероятно, действительно язык предполагает всеохватываемость, континуальное отношение к действительности, но в рамках той соотносимости, которая со-поставляет каждой реальной представленности речесоответствие. Но, сталкиваясь с конкретикой сообщения, нам подаются лишь ключевые моменты представления, выстроенные таким образом, чтобы предложенное******срабатывало либо на эффект достоверности, либо на лингвистический эффект, вскрывающий, наталкивающий на другой (в значении: "следующий" по преимуществу) высказывательный ход, контекст, в сопоставлении с которым существует данное выражение (И эта идеальность видится ничем иным как…), способностью на другой не предполагаемый данностью предыдущего хода выражения интерпретативность (анекдот).
И эта выстроенность не сводима к копии с действительности, оно является во многих не учитываемых проявлениях актом творчества (прагматический аспект).
Необходимо рассмотреть речевой акт, как, практически, самостоятельный объект, сущностью которого является моделирование его соотносимости с внешним ему -- денотативным (самореферентной сущностью).
С этим, скажем, связана проблема выражения в (художественом)тексте. Когда мы встречаемся с высказыванием в повествовании, то обнаруживаем, что, зачастую, оно несет иную нежели прямо-информативную функцию. Мы сталкиваемся с тем, что слово отклоняется от вводящей в курс (положения) дел функции, начиная преломляться через весь контекст, ролевость героя. То, что можно было бы назвать нелинейным взаимоотношением высказывания.
_________________________________________________________________
Смотрите в
книге: Мулуд Ноэль. Анализ и смысл.
Очерк семантических предпосылок
логики и эпистемологии. Пер. с фр. --
М.: "Прогресс", -- 1979, c.40.
Витгенштейн
Людвиг. Философские работы. Часть 1.
Пер с нем. М.: "Гнозис", – 1994, с.5.
Здесь
образование слова мы ведем от слова
предложение.
Витгенштейн
Людвиг. Философские работы. Часть 1.
Пер с нем. М.: "Гнозис", – 1994, с.9.
Там же, с.10.
Там же, с.10.